Главная » 2011 » Декабрь » 30 » Защита прав предпринимателей в процессе осуществления государственного контроля (надзора).
Защита прав предпринимателей в процессе осуществления государственного контроля (надзора).
12:27
С момента вступления в силу Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля" прокурорскими проверками по вопросам исполнения федерального
законодательства о государственном контроле были охвачены практически
все контрольно-надзорные органы, в деятельности которых повсеместно
выявлялись многочисленные нарушения, связанные с организацией и
проведением ими проверок юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей.
Подобные нарушения приводят к ущемлению прав субъектов
предпринимательской деятельности, в связи с чем необходимо обратить
внимание субъектов предпринимательства на изменения, внесенные в
Федеральный закон № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального контроля".
С 01.08.2011 вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ "О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля", регламентирующий некоторые новые общие правила
проведения государственного и муниципального контроля и особенности
проведения проверок конкретными проверяющими органами.
Вышеназванный Закон создал новую редакцию Федерального закона от
26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля". В частности, из сферы его действия полностью
исключены таможенный контроль, государственный портовый контроль, надзор
в национальной платежной системе, государственный контроль за
осуществлением клиринговой деятельности, контроль за соблюдением
законодательства о размещении заказов. Не применяются нормы этого Закона
и при производстве по делам о нарушении антимонопольного
законодательства и при производстве по делам о причинении вреда
окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и
муниципальному имуществу.
Установлено, что особенности организации и проведения проверок в части,
касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и
периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых
выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных
проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими
федеральными законами при осуществлении следующих видов государственного
контроля (надзора): федерального государственного надзора в области
промышленной безопасности; федерального государственного пожарного
надзора; государственного контроля (надзора) на территории особой
экономической зоны; государственного контроля (надзора) в сферах
естественных монополий; государственного надзора в области организации и
проведения азартных игр; государственного надзора за проведением
лотерей; федерального государственного надзора за деятельностью
некоммерческих организаций.
Законом введено дополнительное основание проведения внеплановой
проверки, которым является требование прокурора о проведении внеплановой
проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в
органы прокуратуры материалам и обращениям.
Пунктом 3 части 2 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ установлена
обязанность указания в распоряжении или приказе о проведении проверки
наименования юридического лица или фамилии, имени, отчества
индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места
нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных
структурных подразделений) или места жительства индивидуальных
предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности
(подпункт "а" пункта 13 Федерального закона N 242-ФЗ).
Пунктом 4 ст. 13 Федерального закона N 294-ФЗ в редакции Федерального
закона N 242-ФЗ ограничен общий срок проведения проверки для лица,
которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких
субъектов Российской Федерации: он не может превышать шестьдесят рабочих
дней.
Новой ст. 13.1 введен ранее не существовавший институт - режим
постоянного государственного контроля (надзора), предусматривающий
постоянное пребывание уполномоченных должностных лиц органов контроля
(надзора) на объектах повышенной опасности. Он может применяться на
объектах атомной энергии, опасных производственных объектах,
гидротехнических сооружениях.